25 мая 2003 - день фестивалей


angy.underwood.pt

В воскресенье 25 мая 2003 в Ульяновске состоялось сразу два фестиваля с участием музыкальных коллективов. Мне удалось побывать на обоих, так что я попробую рассказать о своих впечатлениях.

1 Весна в Молодежном

Первым по времени был фестиваль "Весна в Молодежном", который проходил с 10 утра до обеда в парке Молодежном (как оказалось, единственном парке в Засвияжье).

1.1 история фестиваля

Историю этого фестиваля поведал собравшимся со сцены ведущий. Началось все с диско-клуба "Галактика", сарая на территории парка, где продают пиво и крутят попсу для непритязательной местной молодежи, провоцируя ее на танцы и сопутствующие действия. Так получилось, что один из начальников парка и заведующий "Галактикой" Дмитрий Новиков знаком с Сергеем Белоголовым, в свободное от работы на автозаводе время исполняющим под гитару свои песни. У них появилась и была реализована идея использовать "Галактику" для концертов самого Белоголова, а также и прочих музыкантов-любителей. На этих концертах (которые нигде, кроме самого парка, не афишировались) успели выступить многие местные исполнители и коллективы, в том числе Ольга Кузнецова, Totus Floreo, Страсти.

Когда организаторы в результате всех этих концертов познакомились с достаточно большим количеством музыкантов, появилась идея устроить более крупное мероприятие (фестиваль) и использовать для него уже не ангар, а наличествующую в парке летнюю эстраду. Первый такой фестиваль прошел ровно год назад 26 мая 2002 года. В нем участвовало много коллективов и исполнителей, в частности и оркестр Underwood PT, правда нам там выступать тогда страшно не понравилось, оттого что погода была очень холодная, мы промерзли, ожидая своего выхода, а организаторы даже не дали нам толком поиграть - нас попросили со сцены после двух номеров. Тем не менее, фестиваль состоялся, по его следам кустарным образом был сделан сборник (на компакт-диске), первый сборник, на котором присутствуют записи Underwood PT. Прошел год, и организаторы проводят уже второй фестиваль, кроме всего прочего приуроченный к 25-летию парка. Дабы не наступать дважды на одни грабли, мы в этот раз решили остаться в рядах зрителей.

1.2 как попасть на фестиваль

Чтобы выступить на этом фестивале, не нужно обладать какими-то необычайно выдающимися качествами. Насколько я могу судить, фестиваль этот очень гостеприимный, принимает практически всех желающих выступить, что не очень хорошо отражается на качестве программы, но таков один из немногочисленных принципов организаторов: давать микрофон всем. Это делает "Весну в Молодежном" отличным местом для обкатки самых молодых проектов. Правда, не сказать, что это идеальное место для старта. Неопытным музыкантам придется столкнуться еще более неопытными звукооператорами, отчего можно сразу гарантировать, в частности, что запись выступления никакой художественной ценности иметь не будет. Еще один минус в плане обкатки молодых проектов - недостаточная информация. При такой невысокой требовательности сравнительно небольшое количество участников можно объяснить только тем, что никто об этом фестивале не знает. Он так до сих пор практически и не афишируется за пределами парка, так что и на зрителей рассчитывать особо не приходится. Жаль (особенно мне, как жителю прилегающего квартала), что проходит он только раз в году. Неплохо было бы поддержать его отдельными концертами на той же эстраде в течение всего лета (что, кажется, все-таки планируется организаторами, так как мы получили таинственное приглашение "на лето").

1.3 звук и обстановка

Звук просто катастрофический, как и в прошлом году. Единственное, что спасает - негромкий (тем более на открытом воздухе можно и отойти на любое расстояние или подойти поближе). Перед сценой несколько лавок - все были заняты, не смотря на то, что они на солнце. Это потому, что в тени деревьев присесть вообще не на что. Очень хорошая идея для зрителей - захватить подстилку, чтобы рассесться прямо на траве. Обстановка сразу становится необычайно приятной и комфортной. Тем более, что в этот раз пиво можно было купить прямо рядом со сценой. С погодой повезло необычайно, совсем не как в прошлом году.

1.4 исполнители

Рок-отделение условно можно разделить на первую часть - детскую и вторую - взрослую. В детской играли группы: "Черновик", "Вышел Play", "Мокрый асфальт"; во взрослой: "С прибором", "Цвих", "Акцент". Расстановка приблизительно соответствовала профессиональному уровню музыкантов.

Что касается "Черновика" и "Вышел Play", то я не могу сказать чего-то определенного, почему-то я не могу воспринимать это как музыку. Можно разве что выделить чуть-чуть вокалистку в "Черновике" и барабанщика и басиста в "Вышел Play". "Мокрый асфальт" уже на что-то похож, особенно радует их непринужденное поведение на сцене, какие-то небольшие сценографические штрихи, которые придают действию на сцене яркости. Но и эти ребята попадают в детскую группу, которую я отделил в основном по характеру материала. Слушать эти песни не интересно, вот и все.

Ярчайшее впечатление этого дня - группа "С прибором". Я не ожидал ничего особенного, потому что слышал их на репетиции, слышал демо-запись и собирался уже поставить на этом составе крест. Действительно, такие интересные люди гитарист (Иван Пуртов) и басист (Михаил Иванов) играют такие невнятные песни, да еще с таким исключительно никаким певцом. Но выступление их резко изменило мое мнение. Дело в том, что эта группа кроме довольно качественного исполнения своих неярких песенок демонстрирует еще и незабываемое шоу. Мы видим на сцене три безусловно харизматические фигуры, от которых просто глаз не оторвать. Такого эффекта даже тщательным кастингом не добьешься. Иванушки и тату остаются далеко позади. Миша в своей серой пожарной униформе, чувствует себя на сцене как дома, он заводит на своем фланге целый гурт юных поклонниц. На противоположном плане нерешительно то выходит вперед, то прячется, зарывшись в распущенные волосы, интригуя всех своим оголенным торсом, Иван. Если бы ему было до публики, он наверняка и на своем фланге собрал бы небольшую кучку фанаток, но - образец самодостаточного маэстро. Ну, и гвоздь программы, торжество современной кибернетики, человек-машина Корней. Не обращайте внимание на то, как звучит его голос. Просто посмотрите на него, заметьте эти колебания тела вне какого-либо из ритмов звучащей музыки!

Что касается собственно музыки, то на фоне детского отделения эти песни вдруг уже не звучали так уж невнятно. Тем более выигрышно оказалось играть под ритм-бокс: такой контраст с неподзвученными барабанами. И если бы чуть больше речитативных вставок Миши - уж очень этот вокальный контраст украшает их песни. Получается интересный гибрид гражданской обороны и хард-кора на поле классического хард-рока.

Группа "Цвих" играла не со своим барабанщиком. И все бы у них не плохо получилось, но их лидер Пальмин решил, что получается плохо и сник. А мне показалось, что самый не свой в составе - это клавишник. Интересно прозвучала арт-роковая вещь "Мегард" и блюзовые "Бутылку пива на утро" и "Обломов блюз".

Самая матерая группа "Акцент" звучала на удивление опять же скучно. Ни качественное исполнение, ни пластические опыты вокалистки не помогли одухотворить этот безнадежно морально устаревший материал. Хотя немалая отрада, наверное, не избалованным визитами грандов хард-рока поклонникам ретро-шлягера.

Потом были "фанерщики". Видимо, им тоже с чего-то надо начинать. Но подобные выступления мне всегда сильно напоминают кафе с караоке. Потом барды из неприсоединившихся, поющих то, что называют русским роком так, как это надо петь: просто под гитару. Так бывает когда творческий зуд приходит к человеку тогда, когда юношеская тяга к коллективизму уже за плечами. И Сергей Белоголов и Сергей Багров чувствуют себя здесь как дома, они - визитная карточка фестиваля, хэдлайнеры.

1.5 выводы

Что делать в парке? Кататься на каруселях, прогуливаться и по-онегински читать прессу на лавках надоедает. Что делать паркам, что бы не стать проходными дворами от дома до остановки трамвая? Ну, хоть что-нибудь, хотя бы вот такие фестивали. Под ходячий камень вода течет вдвое быстрее чем под сидячий. В принципе, парк - это такое место, на котором можно зарабатывать. Надо только отвлечь субботним вечером и воскресным утром граждан от телевизора. А что там по телеку? Тату, ток-шоу и викторины? Можно подумать, только в Москве есть для этого все необходимое…

2 Симбирск-Вавилон

С 14:00 в мемценте начинался так называемый "фестиваль инновационного искусства Симбирск-Вавилон", определенная веха в деятельности фонда "Живой звук". Теперь что такое "Живой Звук" знают Пиорунский и мемцентр.

2.1 история фестиваля

Ну, у самого фестиваля никакой особой истории нет. Он - часть многотрудной и непростой истории фонда "Живой Звук", которая мне вовсе не по зубам. Как только не называл этот фонд своих мероприятий, теперь вот такое длинное и непонятное название. Чего только не пытался он сгрудить в свои вечеринки - на этот раз, кажется, поставлен рекорд местного значения. Первая информация о "Вавилоне" появилась еще осенью. Из нее следовало, что фонд хочет чего-то большого, но чего - объяснить толком не может. Одно было ясно - хочет он от участников денег. Это очень историческое желание фонда. Получить денег от зрителей никогда толком не получалось.

2.2 как попасть на фестиваль

Попасть на мероприятия "Живого звука" гораздо сложнее, чем в парк "Молодежный". Но, на качестве программы это отражается непропорционально, потому что основной критерий весьма субъективен - это благосклонное отношение фонда. Его добиться не сложно и так же не сложно его потом потерять. Главные заповеди: не проси денег и не критикуй. Опять же для начинающих выполнить их не трудно, пока о деньгах не задумываешься и сравнивать не с чем.

2.3 звук и обстановка

Обстановка в мемцентре всегда крайне благоприятная. Хороший все-таки есть у нас в городе зал. Все предпосылки для хорошего звука тоже были: аппарат, люди. И все по началу шло хорошо. Но хэдланеров отстраивали на ходу, а состав у них не самый простой. Так что первая половина их выступления была окрашена экспериментами (не всегда успешными) со звуком. Еще одна беда - обстановка на сцене в присутствии ведущих шоу. Лучше стерпеть все эксперименты звукооператоров, чем каждые 15 минут испытывать острые приступы неловкости, отводя глаза со сцены. Да что же это такое? Разве можно так издеваться над своими зрителями? Ведь многие заплатили деньги.

2.4 исполнители

Оценивать русских народных девочек и местный балет я не стану. Хорошо уже то, что они были похожи на настоящих, хотя бы на мой неискушенный взгляд. А вот о двух бардах могу сказать: первый был мелодичнее и лаконичнее, чем безусловно меня подкупил. А вот второй - розенбаум в своем худшем приблатненом проявлении.

Трио областной филармонии и джазовый оркестр музыкального училища тоже вне сферы моей компетенции. Слушать их люблю, а дать внятную оценку исполнению классики или джаза не могу. Так что хвалю их совершенно бессодержательно и невнятно: хороши они, вот что. Слушал бы и слушал.

У так называемой группы "Жигилий" (на сцене были только солисты: вокал, гитара и труба) фанера выдавала такие нестерпимо высокочастотные тарелки (или хэт это был), что пришлось покинуть зал. Благо ничего, кроме скоротечно произошедших "Жигилий" и "Slippers", мы не пропустили. Думаю, что даже и без этого казуса с тарелками прогуляться во время "Жигилий" - хорошая идея. Просто нечего слушать. Раньше я в них еще что-то находил, а сейчас - ничего. Немного жаль пропущенных "Slippers", но всего три песни погоды не делают.

Хедлайнером концерта была московская группа "White Owl", та самая, которая, видимо, попала с корабля сразу на бал, так что звук им отстраивали в течение всего выступления. Это окупилось качественным, но слегка надменно расслабленным исполнением оригинально аранжированного фольклорного материала со всего европейского мира. Что было действительно захватывающе - это игра на скрипке. Остальное - довольно стандартные рок-причандалы под нехитрые европейские народные ритмы. Вокалисту, самовлюбленному и яростному, удалось завести молодежную часть публики. Как и большинство привозимых "Живым звуком" команд, "Белая сова" - состав клубный, то есть под пиво было бы недурно. Разрабатывают довольно выгодною жилу, делают это не особо изобретательно, но зато доступно. Даже слишком: к концу выступления удивляет - до чего же однообразны эти европейские мотивы. А ведь можно оформить это так, что будешь удивляться разнообразности и емкости всего одной народной мелодии.

2.5 выводы

Если кто-то задается вопросом, то скажу свое мнение: я ничего инновационного в фестивале не заметил, кроме определения слова "инновационный" данного ведущими. Не буду его приводить, но скажу, что самое красивое слово подходящее под данное определение (на сколько я понимаю) - эклектичный. Так что это был даже не фестиваль эклектичного искусства (на такое звание претендовали бы только москвичи), а просто эклектичный фестиваль. То есть обычный для программы акции "живого звука" художественный беспорядок.

Не смотря на все это, и как бы не прибеднялся "Живой звук", а дела у него идут на лад. Я думаю, что они уже почти достигли апогея своего развития. Надеюсь, что он будет длиться и длиться, пока в нашем городе не появятся проекты более профессиональные, чьи планки заведомо будут выше. А сейчас, как бы то ни было, в Ульяновске "Живой звук" - это неформально-музыкальное явление наряду с "Сев-клубом", причем со своими преимуществами. Для меня главное из оных то, что на акции ЖЗ ходить можно, а в "Сев-клуб" нежелательно. Все-таки ЖЗ находит приличные площадки, разбавляет малоинтересные юные группы проверенной хорошей музыкой, имеет некоторые возвышенные стремления и амбиции, что так или иначе все же ведет к мероприятиям все более качественным и интересным.

3 Сравнительный анализ

Два фестиваля в один день - огромный соблазн сравнить впечатления от обоих, хотя сравнивать сами фестивали невозможно: слишком уж разные цели, средства и обстоятельства.

3.1 преимущества "Весны в Молодежном"

Рядом с домом - это прекрасно. На свежем воздухе в парке: это особый сорт времяпрепровождения, к которому мы не привыкли, но который, думаю, раньше процветал и имеет все предпосылки к тому и теперь. Еще одно преимущество - не замороченные организаторы. Правда, они так же не заморочены и некоторыми полезными вещами, например звуком.

3.2 преимущества "Симбирск-Вавилона"

Тут преимущества цивилизации: хорошее помещение, некоторый звук, участие мэтров (трио филармонии и Зисера) в программе, буклетики там разные, информационная поддержка. Просветительская деятельность опять же: когда бы мы еще увидели "Белую сову"? Хотя, многие ли выбрали бы именно эту группу, будь у них планы сходить куда-нибудь собственно в Москве?

3.3 выводы

В общем, преимущества все эти локального характера. Что называется, на безрыбье. А в сущности пустота и жалкий вид. То есть в письме другу из Москвы вряд ли напишешь об обоих этих событиях более трех строк. Так что все эти несметные строки - это для вас, мои уважаемые земляки. Вечно не знаешь что делать с этими нашими мероприятиями: сходить и поощрять тем самым безнадежные, в общем-то, проекты, или не ходить и подпитывать таким образом местный вакуум. Я в последнее время выбираю первое, как меньшее из двух зол. Мало того, еще пишу вот об этом всерьез, потому что хочу нарушить баланс пустоты и всех призываю к этому и благодарен всем, кто хоть что-то делает, и не доволен всем, что могло бы быть лучше.


angy.underwood.pt

организаторы


упоминаемые коллективы и исполнители

  • Underwood PT
  • Черновик
  • Вышел Play
  • Мокрый асфальт
  • С прибором
  • Цвих
  • Акцент
  • Сергей Белоголов
  • Сергей Багров
  • Трио областной филармонии
  • джазовый оркестр муз. училища под руководством Олега Зисера
  • Жигилий
  • Slippers
  • White Owl

счетчики и баннеры:

angy station


Rambler's Top100




Сайт управляется системой uCoz